Уважаемые родители! Мы предлагаем Вам информационную справку о психологических особенностях детей пятого класса.
В этот период можно заметить, что дети стали какими-то не такими, как раньше. С ними стало труднее, беспокоиться о них приходится больше. Дети начинают взрослеть. Кто-то совсем потихонечку – делает только первые шаги, а кто-то уже активно пробует взрослость.
Прежде всего, стоит обратить внимание на эмоциональное взросление детей. Оно включает в себя открытие ими своего внутреннего мира и поиски схожего внутреннего мира. Теперь целью общения становится не игра, а признание окружающих, а через них – себя. Как следствие этого, обычно наблюдается распад эмоциональных связей в группе, то есть непостоянные дружеские связи – «сегодня с одними, завтра с другими». Поскольку свой внутренний мир кажется еще таким хрупким и беззащитным, происходит снижение самооценки. Во взаимоотношениях со сверстниками это может проявляться в желании сказать другому то, чего сам ребенок боится. К примеру, один отвечает, а другой комментирует: «Фу, глупость какая!». Или если один ошибается, другой добавляет: «Ой, да она всегда так делает», - а остальные смеются.
В отношениях с родителями это может проявляться в обостренном желании поддержки, в том числе ревности к младшим и придумывание ситуаций, чтобы мама пожалела или наоборот, полной отстраненности.
Помимо эмоционального взросления нужно выделить и поведенческое, то есть отражение взросления в поведении. Это прежде всего борьба за самостоятельность, требование позволить делать все, что хочется. Обидчивость, раздражительность, яркое отстаивание того, что запрещают, даже если в этом совсем нет необходимости.
Можно выделить также желание ребят попробовать себя в новых ролях, например: «Сотру оценку – что получится?» или «Откажусь делать домашнее задание – что будет?».
Взросление – это хорошо, но возможны некоторые осложнения, которые стоит учитывать. Прежде всего, это переутомление учащихся. После четвертого урока многим сложно спокойно сидеть, выдерживать темп, у детей наблюдается снижение концентрации внимания. У некоторых учащихся возникают соматические проявления. Возможно повышение конфликтности взаимоотношений в семье.
В этот возрастной период родителям необходимо:
- ·осознать начало взросления детей, принять это;
- ·расширить сферу проявления самостоятельности, обучать самостоятельным действиям, не стремиться вернуть детские качества, контроль за детьми;
- ·понимать возможности детей, давать им право на ошибку;
- ·оказывать поддержку, подчеркивая ценность и уникальность чувств и мыслей каждого.
В этот период особо остро встает проблема объединения взрослых т.к. в этом возрасте дети пытаются отделиться от взрослых и отстаивают свою самостоятельность любыми доступными средствами: грубостью, стремлением нарушить требования, отказом от каких-либо действий.
Перед взрослыми встает задача не потерять нить доверия, понять ребенка. Для этого необходимо увидеть его разным (дома и в школе), для этого и необходимо сотрудничество родителей и педагогов.