Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №24

г. Таганрог 

Методические рекомендации по введению с 1 января 2009 года новых систем оплаты труда


Министерство труда и социального развития Ростовской области
Управление по труду

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по введению с 1 января 2009 года новых систем оплаты труда
в областных государственных и муниципальных учреждениях

г. Ростов-на-Дону
2008 год

Общие положения

1.    Методические рекомендации разработаны специалистами управления по труду министерства труда и социального развития области с целью оказания методической помощи областным государственным и муниципальным учреждениям (далее – учреждение) по введению новой системы оплаты труда работников (далее – работники).
2.    Основополагающими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ростовской области, в соответствии с которыми устанавливаются новые системы оплаты труда работников, являются:
- Трудовой кодекс Российской Федерации;
- Областной закон Ростовской области от 03.10.2008 № 91-ЗС «О системе оплаты труда работников областных государственных учреждений»;
- постановление Администрации Ростовской области от 16.10.2008 № 506 «О системе оплаты труда работников областных государственных учреждений»;
- нормативные правовые акты органов местного самоуправления по вопросам оплаты труда работников муниципальных учреждений;
- другие федеральные, областные и муниципальные нормативные правовые акты.
3. Новые системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, как это предусмотрено статьями 135, 144 Трудового кодекса Российской Федерации и Областным законом Ростовской области от 03.10.2008 № 91-ЗС.
4. Применительно к статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации новые системы оплаты труда устанавливаются с учетом:
- единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
- государственных гарантий по оплате труда, предусмотренных статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации, включая величину минимального размера оплаты труда в Российской Федерации (установлена с 1 января 2009 года в сумме 4 330 рублей в месяц статьей 1 Федерального закона от 24 июня 2008 года № 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»);
- рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
- мнения соответствующих профсоюзов.
5. В соответствии со статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации условия оплаты труда, включая размер должностного оклада (ставки заработной платы) работника, повышающие коэффициенты к должностным окладам (ставкам заработной платы), выплаты компенсационного и стимулирующего характера, являются обязательными для включения в трудовой договор.
6. Условия оплаты труда работников включают размеры должностных окладов (ставок заработной платы), условия и размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с Перечнями видов выплат компенсационного и стимулирующего характера.

I.    Порядок установления должностных окладов (ставок заработной платы) работникам учреждений

1.    Размеры должностных окладов (ставок заработной платы) работников устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей (профессий) к соответствующим профессиональным квалификационным группам. 
2.    Размеры ставок заработной платы работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих, устанавливаются в зависимости от присвоенных им квалификационных разрядов в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих.
3.    Размеры должностных окладов работников, относящихся по своим функциональным обязанностям к работникам здравоохранения, образо¬вания, культуры и социального обслужива¬ния населения устанавливаются согласно положениям об оплате труда работников учреждений этих видов экономической деятельности, а компенсаци¬онные и стимулирующие выплаты производятся в соответствии с положениями об оплате труда работников учре¬ждений, в которых они работают.
4. Размеры должностных окладов и ставок заработной платы работников, занимающих общеотраслевые должности и профессии, устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей, профессий к профессиональным квалификационным группам общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих и общеотраслевых профессий рабочих и являются  едиными для работников учреждений всех видов экономической деятельности.

Отличия новой системы оплаты труда в части установления должностных окладов (ставок заработной платы) от действующей до 01.01.2009 г.  системы оплаты труда:

Отменены:
а) дифференцированный подход к установлению размеров должностных окладов для руководителей, специалистов, служащих и оклады  высококвалифицированных рабочих  в виде минимума и максимума по каждой должностной группе работников;
б) межразрядные тарифные коэффициенты восьмиразрядной тарифной сетки по оплате труда рабочих, единой для всех учреждений;
в) оклады высококвалифицированных рабочих, постоянно занятых на особо сложных и ответственных работах, единые для всех учреждений.


II. Порядок применения повышающих коэффициентов к должностным окладам (ставкам заработной платы) по занимаемым должностям и профессиям

1. При установлении условий оплаты труда работникам применяются повышающие коэффициенты к должностным окладам (ставкам заработной платы):
- персональный повышающий коэффициент;
- повышающий коэффициент за квалификацию;
- повышающий коэффициент по учреждению (структурному подразделению) за специфику его работы;
- повышающий коэффициент за выполнение важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работ.
2. Решение об установлении соответствующих повышающих коэффициентов  принимается руководителем учреждения с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами.
3. Размер выплат по повышающему коэффициенту к должностному окладу (ставке заработной платы) определяется путем умножения размера должностного оклада (ставки заработной платы) по должности (профессии) на повышающий коэффициент. Выплаты по повышающему коэффициенту носят стимулирующий характер.
4. Персональный повышающий коэффициент к должностному окладу (ставке заработной платы) устанавливается работнику с учетом уровня его профессиональной подготовленности, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач и других факторов.  
Решение об установлении работникам персонального повышающего коэффициента и его размерах принимается руководителем учреждения персонально в отношении конкретного работника.
Применение повышающего коэффициента не образует нового должностного оклада (ставки заработной платы) и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном отношении к должностному окладу.
Персональный повышающий коэффициент устанавливается на определенный период времени в течение соответствующего календарного года.
Выплаты по персональному повышающему коэффициенту не предусматриваются при планировании фонда оплаты труда на очередной финансовый год.
5. Повышающий коэффициент к должностному окладу за квалификацию устанавливается с целью стимулирования работников к качественному результату труда, путем повышения профессиональной квалификации и компетенции.
Повышающий коэффициент за квалификацию при наличии квалификационной категории устанавливается специалистам при работе по специальности, по которой им присвоена квалификационная категория, со дня издания приказа о присвоении квалификационной категории.
Для руководителей и специалистов компенсационные выплаты рассчитываются исходя из должностного оклада с учетом повышающего коэффициента за квалификацию.
Выплаты по повышающему коэффициенту за квалификацию предусматриваются при планировании фонда оплаты труда на очередной финансовый год.
6. Повышающий коэффициент к должностному окладу (ставке заработной платы) по учреждению за специфику его работы.
Повышающий коэффициент к должностному окладу (ставке заработной платы) по учреждению за специфику его работы устанавливается:
- руководителям и специалистам учреждений здравоохранения, образования, культуры и искусства, социального обслуживания населения и ветеринарии, расположенных в сельских населенных пунктах и рабочих поселках;
- работникам учреждений, приведенных в Положениях об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности.
Применение повышающего коэффициента не образует нового должностного оклада (ставки заработной платы) и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном отношении к должностному окладу.
Выплаты по повышающему коэффициенту по учреждению за специфику его работы предусматриваются при планировании фонда оплаты труда на очередной финансовый год.
7. Высококвалифицированным рабочим, имеющим не ниже 6-го квалификационного разряда и привлекаемым для выполнения важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работ устанавливается повышающий коэффициент к ставке заработной платы.
Для высококвалифицированных рабочих, привлекаемых для выполнения важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работ, компенсационные выплаты рассчитываются исходя из ставки заработной платы с учетом повышающего коэффициента.
Выплаты по повышающему коэффициенту за выполнение важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работ предусматриваются при планировании фонда оплаты труда на очередной финансовый год.

III. Порядок установления выплат компенсационного характера

1. В соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера работникам устанавливаются следующие виды:  
- выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
- выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (на территориях, отнесенных к пустынной и безводной местности);
- выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
- надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
2. Выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда устанавливаются в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации.
3. Выплаты работникам, занятым в местностях с особыми климатическими условиями, устанавливаются в соответствии со статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации.
К общей сумме начисленной заработной платы по должностным окладам (ставкам заработной платы), выплатам компенсационного и стимулирующего характера применяется повышающий коэффициент за работу на территориях, отнесенных к пустынной и безводной местности, в размере 1,1.
4. Доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором устанавливается в соответствии со статьей 151 Трудового кодекса Российской Федерации.
Доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работ или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются в процентах к должностному окладу (ставке заработной платы). Размер доплат и срок, на который они устанавливаются, определяются по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
Установление доплат производится за:
совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания, увеличение объема выполняемых работ – в пределах фонда заработной платы по вакантной должности (включая выплаты компенсационного характера);
исполнение обязанностей временно отсутствующего работника – в пределах фонда заработной платы по должности временно отсутствующего работника.
Фонд заработной платы по вакантной должности (должности временно отсутствующего работника) используется для установления доплат как одному, так и нескольким лицам. Конкретные размеры доплат определяются каждому работнику дифференцированно в зависимости от квалификации этого работника, объема выполняемых работ, степени использования рабочего времени. Доплаты могут быть уменьшены или полностью отменены при пересмотре в установленном порядке норм нагрузки, а также при ухудшении качества работы.
5. Доплата за работу в ночное время устанавливается в соответствии со статьей 154 Трудового кодекса Российской Федерации.
Расчет части должностного оклада (ставки заработной платы) за час работы определяется путем деления должностного оклада (ставки заработной платы) работника на среднемесячное количество рабочих часов в соответствующем календарном году.
6. Повышенная оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в соответствии со статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации.
Размер доплаты составляет:
не менее одинарной дневной ставки сверх должностного оклада (ставки заработной платы) при работе полный день, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени и в размере не менее двойной дневной ставки сверх должностного оклада (ставки заработной платы), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени;
не менее одинарной части должностного оклада (ставки заработной платы) сверх должностного оклада (ставки заработной платы) за каждый час работы, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени и в размере не менее двойной части должностного оклада (ставки заработной платы) сверх должностного оклада (ставки заработной платы) за каждый час работы, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
7. Повышенная оплата сверхурочной работы производится в соответствии со статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации.
Повышенная оплата сверхурочной работы составляет за первые два часа работы не менее полуторного размера, за последующие – двойного размера.
8. Надбавка к должностному окладу (ставке заработной платы) за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, устанавливается в размере и порядке, определенном областным нормативным правовым актом.

IV. Порядок установления выплат стимулирующего характера

1. В соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера работникам устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера:
- за интенсивность и высокие результаты работы;
- за качество выполняемых работ;
- за выслугу лет;
- премиальные выплаты по итогам работы.
2. К выплатам стимулирующего характера относятся надбавки и премии, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, к повышению квалификации, выполнению трудовых обязанностей в определенной сфере деятельности.
3. Надбавка за качество выполняемых работ устанавливается:
- работникам, которым присвоена ученая степень, почетное звание (нагрудный знак) по основному профилю профессиональной деятельности;
- водителям автомобилей всех типов, имеющим 1 и 2 класс.
Надбавка за качество выполняемых работ при наличии ученой степени доктора наук устанавливается при присуждении ученой степени с даты принятия решения Высшим аттестационным комитетом Рос¬сийской Федерации о выдаче диплома.
Надбавка за качество выполняемых работ при наличии ученой степени кандидата наук устанавливается при присуждении ученой степени с даты принятия решения диссертационного совета после принятия ре¬шения Высшим аттестационным комитетом Российской Федерации о выдаче ди-плома.
Надбавка за качество выполняемых работ имеющим почетное звание (нагрудный знак) устанавливается со дня присвоения по¬четного звания или награждения нагрудным знаком. При на-личии у работника двух и бо¬лее почетных званий и (или) нагрудных знаков надбавка устанавливается по одному из оснований, имеющему большее значение.
4. Повышающий коэффициент за выслугу лет устанавливается работникам учреждений с целью стимулировать продолжительный труд работников в учреждениях бюджетной сферы.
Размер повышающего  коэффициента за выслугу лет устанавливается в зависимости от общего количества лет, проработанных в учреждениях бюджетной сферы.
В стаж работы, дающий право на применение повышающего коэффициента, включаются (зачисляются):
периоды работы в учреждениях бюджетной сферы, к которым относятся  федеральные и областные государственные, муниципальные учреждения, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов;
периоды работы в аппаратах органов государственной и муниципальной власти и управления;
время службы (работы) в вооруженных силах, войсках, воинских формированиях и органах (в том числе, органах внутренних дел); 
время обучения на курсах подготовки, переподготовки и повышению квалификации кадров.
Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение), для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.
При исчислении стажа суммируются все включаемые (засчитываемые) в него периоды работы. Основным документом, подтверждающим стаж работы в учреждениях бюджетной сферы, является трудовая книжка работника.
Изменение размера повышающего коэффициента за выслугу лет производится со дня достижения отработанного периода, дающего право на увеличение размера повышающего коэффициента, если документы, подтверждающие отработанный период, находятся в учреждении, или со дня представления работником необходимого документа, подтверждающего отработанные период.

Отличия новой системы оплаты труда в части установления повышающего коэффициента за выслугу лет действующей до 01.01.2009 г. системы оплаты труда:

Руководителям, специалистам и служащим учреждений образования, учреждений дополнительного образования спортивной направленности, культуры и искусства, ветеринарии, центров занятости населения введен повышающий коэффициент за выслугу лет. 
Работникам учреждений здравоохранения, социального обслуживания, учреждений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций отменена надбавка за стаж непрерывной работы и установлен повышающий коэффициент за выслугу лет.
5. Работникам учреждений осуществляются премиальные выплаты по итогам работы, на выплату которых предусматриваются средства в размере 5 процентов от планового фонда оплаты труда, из них до 1,5 процента – на премирование руководителя учреждения, его заместителей и главного бухгалтера.
Премиальные выплаты по итогам работы выплачиваются работникам с целью поощрения работников за общие результаты труда. Система показателей и условия премирования разрабатываются учреждением самостоятельно и фиксируются в локальном нормативном акте.

V. Условия оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров

1.    Размер должностного оклада руководителя учреждения устанавливается на основе отнесения возглавляемого им учреждения к квалификационной группе и в зависимости от группы по оплате труда руководителей.
Объемные показатели, по отнесению учреждений к группам по оплате труда руководителей, приведены в положениях об оплате труда работников учреждений, соответствующих видов экономической деятельности.
2. Размеры должностных окладов заместителей руководителей и главных бухгалтеров устанавливаются на 10-20 процентов ниже размера должностного оклада руководителя учреждения.
3. С учетом условий труда руководителю учреждения, его заместителям и главному бухгалтеру устанавливаются выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
4. Премирование руководителя учреждения производится с учетом целевых показателей эффективности деятельности учреждения.
Размеры премирования руководителя, порядок и критерии его выплаты устанавливаются органом исполнительной власти, в ведомственной принадлежности которого находится учреждение.
3. Руководителям учреждений устанавливается предельная кратность дохода руководителя по основной должности (с учетом выплат стимулирующего характера не зависимо от источников финансирования) к величине среднемесячной заработной платы работников учреждения.
Конкретный размер кратности дохода руководителя к величине среднемесячной заработной платы работников, возглавляемого им учреждения, является обязательным для включения в трудовой договор.
Расчет показателя кратности дохода руководителя к величине среднемесячной заработной платы работников производится нарастающим итогом с начала года (квартал, полугодие, 9 месяцев, год).
Предельная кратность дохода заместителей руководителя и                     главного бухгалтера по основной должности (с учетом выплат стимулирующего характера независимо от источников финансирования) определяется путем снижения коэффициента кратности, установленного руководителю, на 0,5.

VI. Другие условия оплаты труда

1. Заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат) при условии сохранения объема должностных обязанностей и выполнения работ той же квалификации, устанавливаемая системой оплаты труда не может быть ниже заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачивае¬мой до ее введения, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации. В случаях когда заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая системой оплаты труда  окажется ниже заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой до ее введения, на время их работы в данном учреждении в занимаемой должности производится доплата в пре¬делах планового фонда оплаты труда до очередного повышения должностных окладов, ставок заработной платы.
При определении права работника на получение данной доплаты, выплаты компенсационного и стимулирующего характера в сравниваемых условиях оплаты труда учитываются в соответствии с перечнями видов выплат компенсационного и стимулирующего характера, установленными нормативными правовыми актами.
2. В случаях, когда заработная плата работника, отработавшего норму ра¬бочего времени в соответствии с режимом рабочего времени (графиком рабо¬ты учреждения) на соответствующий календарный месяц года, составленным со¬гласно производственному календарю, выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), окажется ниже минимального размера оплаты труда, установлен¬ного федеральным законодательством, работнику производится доплата до ми¬нимального размера оплаты труда.
Если работник не полностью отработал норму рабочего времени за соответствующий календарный месяц года, доплата производится пропорционально отработанному времени.
Доплата начисляется работнику по основному месту работы по основной профессии, должности и выплачивается вместе с заработной платой за истекший календарный месяц.
3. В порядке исключения лица (кроме медицинских и фармацевтических работников), не имеющие соответствующего профессионального образования, установленного критериями отнесения должностей к профессиональным квалификационным группам, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, могут быть назначены на соответствующие должности также как и лица, имеющие соответствующее профессиональное образование.

poster 2

 

Please publish modules in offcanvas position.

Designed by ccie lab