НЕСКОЛЬКО РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ
Если вы считаете, что ваш ребенок недостаточно готов к обучению в школе, некоторые основные проблемы вы можете решить самостоятельно.
При недостаточном запасе знаний важно расширить кругозор ребенка, стимулировать интерес к окружающему миру. Чаще водите ребенка на экскурсии, в музеи, фиксируйте его внимание на том, что он видит во время прогулки. Приучайте ребенка рассказывать о своих впечатлениях и ощущениях. Заинтересованно выслушивайте такие рассказы, даже они односложны и сбивчивы. Проявляйте внимание к тому, что говорит ребенок, отвечайте на все его вопросы. Полезно и самому задавать вопросы, уточнять то, что хочет сказать ребенок. Чаще читайте ребенку детские книжки и расспрашивайте о содержании прочитанного.
Для повышения уровня развития мышления и речи используйте различные развивающие игры, которые вы можете найти в книгах, посвященных интеллектуальному развитию ребенка, и многочисленных детских журналах.
Для развития образных представлений большое значение имеет любая творческая деятельность ребенка (рисование, лепка, вырезание из бумаги, аппликация и т.п.). Эти же виды деятельности полезны и для развития мелких движений руки, необходимых для овладения письмом.
Для развития крупных движений и совершенствования общего физического развития ребенка привлекайте его к выполнению физических упражнений. Хорошо, если ребенок занимается каким-либо видом спорта.
Для развития общей ориентации в окружающем мире и расширения запаса бытовых знаний можно ориентироваться на следующие вопросы для детей 1 класса:
Как твоя фамилия, имя и отчество?
Сколько лет твоей маме и твоему папе?
Как зовут твоих бабушку и дедушку?
Как называется столица государства, в котором ты живешь?
Как называется улица, на которой живешь ты, твои родственники?
Каковы номер дома и номер квартиры (твоей и твоих родственников)?
Как называются птицы, которых можно встретить в окрестностях твоего дома?
В каком месяце обычно появляется снег и когда он начинает таять?
В котором часу ты обычно уходишь в школу и приходишь из школы?
Назови инструменты, которые есть у вас в доме.
Советы родителям:
ü Каждый вечер разговаривайте с ребёнком о школе. Начните с вопроса, что нового он сегодня узнал.
ü Если случилось так, что ребёнок не хочет идти в школу, немедленно бейте тревогу. Поговорите с учителем, идите к школьному психологу, вместе вы легче найдёте причину.
ü Навыки внимания и концентрации можно развивать. Для этого есть специальные игры и упражнения.
ü Не старайтесь вбить в маленькую головку как можно больше информации. В этом возрасте гораздо важнее научиться слушать окружающих и высказывать свои мысли, разделять главное и второстепенное, развивать трудолюбие и аккуратность.
Вот несколько правил вам на помощь:
ü занятия должны быть обоюдно добровольными;
ü их длительность не должна превышать 35минут;
ü не заставляйте ребёнка заниматься, если он утомлён.
ü постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер – «мозговой штурм» при подготовке к школе не слишком эффективен;
ü не «дрессируйте» ребёнка на сложение и вычитание, на чтение словами, занятия в форме игры будут интереснее и полезнее ребёнку.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ
* Предоставляйте детям больше самостоятельности. Пусть ребенок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.
* Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон. Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание.
* Очень важны интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку.
* Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать...». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.
* Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, т.е. ребенка надо критиковать за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности, а следовательно, и заниженную самооценку и уровень притязаний.
* Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми ~ только с ним самим. Например: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!» Такой подход будет ориентировать вашего малыша па собственное совершенствование.
* Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму). Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи.
*В отношениях с ребенком недопустим резкий переход от положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к задабриванию.