С 06 по 19 ноября 2024 года в нашей школе проходила методическая декада «Использование разнообразных форм и методов обучения при подготовке учащихся к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ по профилактике учебной неуспешности и повышению качества образования», во время которой учителя давали открытые уроки и знакомили присутствующих с методами и приёмами своей работы.
08 ноября Скутельникова Евгения Геннадьевна, учитель русского языка и литературы, провела урок в 6-в классе по теме «Средства выразительности». В начале урока на доске были написаны слова. Ученики поняли, что общего между ними, и благодаря этому сформулировали тему урока. Далее они объясняли смысл каждого слова. После повторения значений терминов несколько учеников у доски определяли средства выразительности в словосочетаниях. Далее дети работали в парах. Им необходимо было найти определенное средство выразительности в предложениях. Во время этой работы ученики заметили, что в предложениях есть цифры такие же, как и в заданиях ВПР. После проверки работы по определению средств выразительности ученики рассказали, какое задание предполагает цифра, поставленная внутри предложений, и выполнили разбор на доске. Обучающиеся участвовали в физкультминутке. Им необходимо было поднять карточку определенного цвета, которая обозначает часть речи каждого названного слова. Далее ученики искали средства выразительности уже в тексте. В конце урока им предложено было порассуждать о роли средств выразительности.
12 ноября учитель биологии Сазонова Яна Леонидовна провела урок в 9-а классе по теме «Мышечная система. Лабораторная работа «Утомление при статической и динамической работе». Для подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ решающее значение имеет практическое обучение. Одной из форм его являются лабораторные работы. В начале урока учащиеся повторили тему «Скелет человека» ( собрав пазл скелета на доске и назвав соответствующие кости). Затем обсудили, что опорно-двигательная система состоит не только из пассивной части - скелета, но и из активной - мышц. Учащиеся посмотрели и обсудили обучающее видео по строению и работе мышц. Затем выполнили лабораторную работу, определив на себе, при какой работе (динамической или статической) утомление наступает быстрее. В конце урока была проведена рефлексия, где ребята определили трудность темы для себя.
13 ноября учитель информатики Алейникова Кристина Николаевна провела урок в 10-б классе по теме «Системы счисления». Занятие проводилось с использованием метода «Обучение в сотрудничестве». Учащиеся работали в группах по 6-7 человек. В начале урока на экране ребятам была предложена задача, для решения которой необходимо было применить знания о системах счисления, полученных в 8 классе. Учащиеся поняли, что этих знаний для решения задачи недостаточно, поэтому им нужна новая информация. Это и стало темой урока, которую сформулировали ученики. Далее они приняли участие в блиц-опросе. После просмотра видео, из которого обучающиеся узнали, как переводить в различные системы счисления числа с плавающей запятой, выполнили задания на отработку знаний (кроссворд на переводы чисел, составление числовой цепочки, переводы чисел с помощью компьютера). У учеников была возможность почувствовать себя программистами и попробовать написать код программы, которая бы переводила числа из одних систем счисления в другие. В конце занятия ученикам было предложено вернуться к задаче и оценить урок и свою работу. Теперь ребята уже с легкостью нашли на нее ответ, затем заполнили таблицу рефлексии, в которой отметили, насколько они расширили свои знания по этой теме.
13 ноября учитель географии Фомина Ольга Эдуардовна провела урок в 5-в классе по теме «Масштаб. Способы определения расстояний на местности. Практическая работа "Определение направлений и расстояний по плану местности". Данный урок является вторым по разделу «План и карта». На первом уроке дети изучили понятия ориентирование, азимут, направления сторон горизонта, а также ознакомились с планом и топографической картой. В начале урока был проведен опрос пройденного материала. Для изучения нового материала, рассмотрен текст из практической работы, которую ребята делали на предыдущем уроке «Составление схематического плана местности по описанию». При составлении плана у них получился разный чертёж. Была создана проблемная ситуация, решая которую, дети формулировали ответы на вопросы. Изучая виды масштаба, ребята работали в парах. Им выданы листы, на которые необходимо прикрепить карты видов масштаба. Из трёх масштабов вначале нужно было выбрать крупный масштаб, затем самый мелкий. С поставленной задачей ребята справились. Закрепление новых знаний проходило в форме работы с учебником на стр.48. Закончился урок выполнением практической работы "Определение направлений и расстояний по плану местности" (задание ОГЭ тип 9-10 на отдельных листах), затем ребята определили своё место на лестнице успеха.
14 ноября учитель физической культуры Попов Игорь Викторович провёл урок в 5-а классе по теме «Работа с баскетбольными мячами». В начале урока с ребятами была проведена разминка (заяц, коза или собака), что задало тон всего урока. Вместе с учителем ученики сформулировали цель урока: работа с баскетбольными мячами. Во время разминки ученики выполняли различные упражнения с мячом: подбрасывали его, закручивали на указательном пальце, отбивали от стены, вели мяч впереди себя, бросали за спину и ловили двумя руками сзади, вели поочерёдно левой и правой руками. Учитель предложил всем сесть на пол и отбивать мяч от пола разными руками, меняя местонахождение мяча. Во время игры «Охота за мячами» нужно было не потерять свой мяч и одновременно попробовать забрать его у одноклассника. Ученики, работая со скакалками, выполняли разные задания: раскручивали её, одновременно совершая прыжки: сначала двумя руками, потом левой и правой по очереди, затем, свернув скакалку сначала вдвое, а потом вчетверо, прыгали через неё. В конце урока ребята разделились на 2 команды (командиры сами подбирали себе членов команды) и сыграли в пионербол: сначала игру вели мячом, предназначенным для регби, а потом волейбольным. В конце урока учитель отметил отличную работу всех учеников класса.
14 ноября 2024 года учитель английского языка Посохова Ольга Николаевна провела урок в 6-в классе по теме «Описание фотографии, как способ обучения монологической речи». В начале урока на интерактивной доске ученикам была предложена пословица на английском языке. Ребята перевели её и попытались найти эквивалент в русском языке. Таким образом, они смогли определить и сформулировать тему урока. Далее, используя ассоциативный ряд картинок в презентации, учитель подвела к цели и задачам урока, помогла определить жанр картинок (фото), назвать их на английском языке. Работая с грамматикой, повторили образование времени, сделали упражнение на закрепление Present Continues, разработали чёткий план с необходимой лексикой, который будет помогать описывать фото. Учитель предложила задание с использованием презентации на описание внешности человека и одежды. Были предложены изображения разных людей в разной одежде. Дети вспомнили и закрепили материал, выполнили интерактивное задание по теме «Природа и погода». Ребята сопоставляли картинки, обозначающие погоду, с английским эквивалентом, описывали погоду на разных фото. После того как ученики вспомнили и закрепили весь вокабуляр по теме, проработали грамматику и определили план, им было предложено описать фотографию на слайде, на которой находился человек. У обучающихся был раздаточный материал, который они могли использовать для описания. Практически все ребята справились с заданием успешно. Им было предложено оценить урок и свою работу, определить трудности и обозначить пути решения. Домой ученики получили фотографии и задание описать их, используя полученные на уроке навыки.
14 ноября учитель физики Григорьева Ирина Витальевна провела урок в 11-а классе по теме «Дисперсия и стандартное отклонение». В начале урока обучающиеся самостоятельно сформировали цель урока: решение задач по данной теме. Далее ученики вместе с учителем вспомнили формулы, необходимые для решения подобных задач. Работая у доски и в тетрадях, ученики решали задачи на выявление дисперсии в ситуациях из жизни (процент выигрыша в лотерею; страхование жизни, здоровья, имущества; сдача экзамена). Ученики проявили большой интерес к данной теме, показали хороший уровень базовых знаний: смогли ответить на все вопросы.
18 ноября учитель начальных классов Соколова Вера Юрьевна провела урок математики в 4-а классе по теме «Сочетательное свойство сложения и умножения». В начале урока был проведен «Мозговой штурм», задавались вопросы общего характера, чтобы настроить детей на работу. На экран была выведена презентация с элементами ко всем этапам урока, слайды с устным счётом: «Точный бросок» (нахождение значения выражений); работа с многозначными числами, определение времени по часам. Далее перед учениками была поставлена проблема для ввода нового материала (составить равные равенства из выражений). Учащиеся самостоятельно вывели правило сочетательного свойства сложения. Для закрепления была проведена работа в парах с последующей проверкой. Затем ребятам путём исследования выражения на нахождение произведения вывели правило сочетательного свойства умножения. Для закрепления была предложена самостоятельная работа с взаимопроверкой. Следующий этап был посвящён повторению изученного материала. Ребята вспомнили формулы нахождения расстояния, времени, скорости, решили составную задачу на движение. Заключительный этап – подготовка к ВПР. Учащиеся работали в тренировочных тетрадях на печатной основе: находили площадь и периметр геометрической фигуры, выполнили задание на перебор вариантов. В конце урока ученикам было предложено оценить работу на уроке, высказав свое мнение. Все цели, поставленные учителем, были достигнуты, так как дети показали, что приёмы и способы письменных вычислений усвоили хорошо, умеют решать задачи на движение, геометрические задачи, знают порядок действий, названия компонентов действий и выполняют задания с удовольствием.
18 ноября учитель русского языка Малышенко Оксана Владимировна провела урок в 7-а классе по теме «Н-НН в причастиях». В начале урока ученики, проверяя домашнюю работу, выполнили задание по тексту, аналогичное ВПР, на соответствие информации в тексте. В качестве подготовки к восприятию новой темы каждый ученик, используя словарик, должен был заполнить таблицу, распределяя слова по условиям выбора орфограммы. Выяснили, что часть слов можно объяснить, используя орфограмму «Н-НН в именах прилагательных», вспомнили правило и слова-исключения, а написание остальных слов (определили, что это причастия) вызвало затруднение. Далее ученики продолжили работу в группах: они должны были исследовать слова и выполнить задания, прописанные на карточке. Подводя итоги работы каждой группы, дети обозначили условия, при которых в причастии пишется одна или две буквы «Н», сформулировали тему и задачи урока. Работая с алгоритмом по изучению правила, ребята проговаривали условия выбора орфограммы, затем после небольшой физкультминутки (лингвистические задание и орфоэпический минимум) работали в парах (распределяли слова в соответствии с выбором орфограммы). В качестве рефлексии был проведен буквенный диктант по изученной орфограмме, который показал, что не все ученики сразу правильно определяют количество Н в данных словах. В качестве домашнего задания было предложено следующее: выписать слова с данной орфограммой из учебника литературы. Урок прошёл быстро и интересно.
18 ноября педагог-организатор основ безопасности и защиты Родины (ОБЗР) Корженко Никита Валерьевич провел урок в 8-в классе по теме «Общевоинские уставы - закон жизни Вооруженных Сил Российской федерации». Занятие проводилось с использованием словесного и практического методов. Учащиеся работали в группах по 5-7 человек. В начале урока на интерактивной доске ученикам демонстрировалась презентация, в которой рассказывалось об истории Устава Российского государства и его правилах. Учащиеся узнали, какие виды уставов существуют в нашей армии и за что они отвечают. Далее ученикам был предложен тест, который предусматривал работу в группах. В тесте вопросы напрямую относились к знаниям уставных материалов ВС РФ. Например, знания званий сухопутных войск, названия существующих флотов в России, дни воинской славы и т.д. В процессе выполнения задания у ребят не возникло трудностей, по окончании работы с тестом ученикам были продемонстрированы правильные ответы с комментариями.
19 ноября учитель изобразительного искусства Величко Ирина Анатольевна провела урок в 6-в классе по теме «Правила композиции в натюрморте». Урок начался с чтения учителем стихотворения о натюрморте. Ученики вместе вспоминали определение и виды натюрморта. Во время демонстрации презентации ребята познакомились с композиционными схемами, правилами расположения предметов и разнообразием фонов в натюрмортах, записали определения. Затем 2 группы «Знатоков» попробовали применить полученные знания в составлении натюрмортов из отдельных нарисованных предметов на доске при помощи магнитов. Ребята с успехом соединили на выбранном фоне части в единое целое, учитывая цветовую гамму, масштаб и многоплановость композиции. Они продемонстрировали на только познавательные результаты (устанавливают аналогии, создают композицию из объектов, сравнивают объекты по заданным критериям, строят логически обоснованные рассуждения), но и коммуникативные (работают в группе, учатся понимать позицию партнера, корректируют свою деятельность, излагают своё мнение, делают выводы). Итогом урока стала работа группы «Критиков», которые рассмотрели домашние задания ребят, собранные на боковой доске в небольшую выставку работ (натюрмортов). Ребята проанализировали работы одноклассников, оценили результаты.