17 февраля в соответствии с планом работы на 2021-2022 учебный год был проведен педагогический совет «Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников на всех уровнях обучения» в формате trueconf – конференции. Педагоги представили следующие темы для рассмотрения:
«Итоги работы по внедрению банка заданий для определения функциональной грамотности» (заместитель директора по УВР Малышенко О. В.). Оксана Владимировна ознакомила учителей с предварительными итогами работы школы по формированию функциональной грамотности, напомнила о мероприятиях, проведённых в школе, а также в соответствии с рекомендациями министерства образования Ростовской области познакомила с планом работы на образовательной платформе «РЭШ» до конца четверти.
«Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности» (учитель русского языка и литературы Скутельникова Е. Г.). Евгения Геннадьевна уточнила, что читательская грамотность - способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них, заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Она познакомила учителей с разными видами текстов (сплошные, несплошные и смешанные), дала рекомендации по использованию данных видов текста на любых уроках при работе с текстом. Евгения Геннадьевна познакомила коллег с приемами, способствующими формированию читательской грамотности: «Ассоциация», «Составление кластера», «Опорный конспект», «Мозаика», «Маркировка», «Конкурс шпаргалок» и многими другими. На высоком уровне можно сформировать математическую, естественнонаучную, финансовую грамотности, глобальные компетенции, креативное мышление только при условии хорошего владения читательской грамотностью.
«Формирование математической грамотности на уроках математики» (учитель математики Лызлова Н. В.). Наталья Викторовна поделилась опытом составления и проверки работы по естественнонаучной грамотности для учеников 7-б класса и доказала на собственном примере, что с этим видом работы может справиться любой учитель, но готовить к таким работам, конечно, должен учитель-предметник. Она отметила, что начинать формировать математическую грамотность необходимо с 1-ых классов и рекомендовала включать комбинаторные задачи в начальный курс математики, который оказывает положительное влияние на развитие младших школьников. Наталья Викторовна показала, что все задачи по развитию функциональной грамотности можно разбить на следующие разделы: прикидки и оценки; чтение текста; логическая грамотность; незнакомый контекст; работа с графическими представлениями информации; экономика; геометрия; урезанная средняя – и познакомила с их примерами¸ рекомендовав включать в уроки подобные задания.
«Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии» (учитель биологии Сазонова Я. Л.). Яна Леонидовна подвела предварительные итоги проведённых диагностических работ по естественнонаучной грамотности и пришла к выводу о том, что низкие результаты по данному виду грамотности объясняются неумением детей правильно формулировать и записывать ответ. Она поделилась опытом, как на уроках биологии можно использовать задания из открытого банка заданий по функциональной грамотности, чтобы дети могли успешно с ними справляться на диагностических работах.
«Финансовую грамотность каждому школьнику» (учитель истории и обществознания Люлюк Т. А.). Татьяна Алексеевна показала, что финансовая грамотность – это умения и навыки, которые пригодятся в повседневной жизни любому человеку. Она поделилась опытом, как на уроках истории и обществознания знакомить детей с азами финансовой грамотности и рекомендовала классным руководителям использовать материалы с сайтов, на которых есть данная информация, для проведения классных часов и мероприятий.
Одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы создавать условия для воспитания компетентного ученика, способного отбирать, понимать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях.
Задания по функциональной грамотности помогут ученикам лучше осознавать изучаемый материал, научат переводить знания из пассивных в активные, будут способствовать интеграции и переносу знаний, алгоритмов и способов действий, способов рассуждений.
Итогом педагогического совета стали рекомендации учителям чаще использовать задания на демонстрацию «понимания смыслов», создавать учебные ситуации, инициирующие учебную деятельность: вызывать удивление, желание уточнить, возразить, давать опережающие домашние задания. Учителям-предметникам рекомендовано использовать на своих уроках материалы, размещённые на сайте Института стратегии развития образования Российской академии образования, на образовательной платформе «РЭШ».