Пояснительная записка
Повышение интереса учащихся к предмету, выявление одаренных детей и профориентация школьников – проблемы, которые волнуют многих учителей. Задача педагогического коллектива школы – заметить и развить способности ребенка, создать условия для того, чтобы эти способности были реализованы.
Решению поставленных задач способствует вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность. Участие в работе организованного научного общества имеет большое значение для школьников. Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях, способствует овладению учащимися искусством дискуссии, выступления перед аудиторией.
Научное общество учащихся «Поиск юных» в 2018-2019 учебном году ставит перед собой цель:
Выявления учащихся, мотивированных на исследовательскую деятельность в разных областях науки, и развитие их интеллектуальных и творческих способностей.
Основными задачами являются:
- воспитание потребностей к расширению знаний, развитие самостоятельности мышления и творческого потенциала учащихся;
- активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития;
- развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками и использование их в своей работе;
- развитие навыков научно-исследовательской работы.
- организация учебно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
. Научное общество учащихся в рамках научно-исследовательской и проектной деятельности использует следующие методы:
- проблемный,
- поисковый,
- развивающий,
- исследовательский.
С помощью этих методов планируется проектная деятельность, предполагающая совместную или индивидуальную учебно-познавательную (исследовательскую или творческую) деятельность учащихся и педагогов школы. Это дает возможность каждому ученику овладевать не только базовым уровнем учебного материала, но и развивать творческие способности, развивать интерес к процессу познания, а также воспитывает социально-активную личность.
Сотрудничество учеников и учителей предполагает следующие формы:
- работа предметных секций по направлениям;
- организация и проведение заседаний научного общества;
- индивидуальная и групповая работа учащихся под руководством учителей над проектами и исследовательскими работами;
- проведение научно-практических конференций.
Тематика исследований и проектов учащихся, рассчитанная на один (или два) учебных года, утверждается руководителем предметной секции НОУ.
План работы НОУ «Поиск юных»
Раздел 1. Работа с преподавателями и учащимися
№ п/п |
Тема |
Дата |
Ответственные |
Отражение результата |
|
Семинар для учителей – руководителей научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. |
Сентябрь |
Руководитель НОУ Маршалко А.Г.,
|
Материалы семинара: методические рекомендации по организации исследовательской деятельности |
||
Выявление познавательных потребностей учащихся (диагностика учащихся 6-7-х классов) |
Октябрь - ноябрь |
Учителя-предметники (руководители исследовательской и проектной деятельности учащихся) |
Результаты обработки анкет; формирование групп, творческих коллективов |
||
Практическое занятие для учащихся
|
Ноябрь |
Руководитель НОУ Маршалко А.Г., учителя-предметники (руководители исследовательской и проектной деятельности учащихся), психолог Штода Д.М. |
Материалы практического занятия |
||
Разработка банка тем, предлагаемых обучающимся для написания исследовательских работ и создания проектов |
Сентябрь - ноябрь
|
Руководитель НОУ Маршалко А.Г., учителя-предметники (руководители исследовательской и проектной деятельности учащихся) |
Список ресурсов, содержащих примерные темы для исследовательской деятельности |
||
Выбор тем для исследовательской работы, закрепление руководителей |
Ноябрь-декабрь |
Учителя-предметники (руководители исследовательской и проектной деятельности учащихся) |
Список тем |
||
Теоретические и практические занятия по теме «Библиотечно-информационная культура»
|
Декабрь-январь |
Зав. библиотекой Скубриева О.И. |
Памятка о правилах работы с библиотечным фондом |
||
Обсуждение и систематизация отобранного теоретического и практического материала |
Январь |
Руководители НОУ, учителя-предметники (руководители исследовательской и проектной деятельности учащихся) |
Тезисный план исследовательской работы (проекта) |
||
|
Индивидуальные консультации по содержанию и оформлению исследовательской работы (проекта) с учителями-предметниками и обучающимися |
В течение года
|
Руководители направлений НОУ
|
Образцы оформления работы
|
|
Раздел 2. Проведение внутришкольных мероприятий и участие в муниципальных и региональных олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях и т.п.
№ п/п |
Тема |
Дата |
Ответственные |
Отражение результата |
Проведение заседаний НОУ «Поиск юных» |
1 раз в триместр |
Руководитель НОУ Маршалко А.Г., руководители направлений НОУ |
Протоколы заседаний |
|
Организация участия в олимпиадах разного уровня («Русский медвежонок», «КИТ», «Британский бульдог», «Кенгуру», «Гелиантус») |
В течение года |
Учителя-предметники (руководители исследовательской и проектной деятельности учащихся) |
Приказы |
|
Организация участия НОУ в научно-практических конференциях ДАНЮИ, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ) и др. |
В течение года |
Руководитель НОУ Маршалко А.Г., учителя-предметники (руководители исследовательской и проектной деятельности учащихся) |
Приказы |
|
Обновление информации стенда НОУ |
В течение года |
Руководитель НОУ Маршалко А.Г |
|
|
Работа со школьным сайтом. |
В течение года |
Руководитель НОУ Маршалко А.Г |
|
|
Выявление детей с различными видами одарённости |
Сентябрь |
Психолог Штода Д.М. |
|
|
Творческая мастерская «Я - исследователь» |
ноябрь |
Руководитель НОУ Маршалко А.Г., учителя-предметники (руководители исследовательской и проектной деятельности учащихся), психолог Штода Д.М. |
Протокол |
|
Подготовка и проведение XIII-й общешкольной научно-практической конференции (заседания предметных секций, пленарное заседание) |
Январь-февраль |
Зам. директора по УВР, Малышенко О. В., Руководитель НОУ Маршалко А.Г., руководители направлений НОУ |
Приказ, материалы конференции |
|
Организация выставки достижений школьников «Наши исследовательские проекты» |
Апрель |
Руководитель НОУ Маршалко А.Г., учителя-предметники (руководители исследовательской и проектной деятельности учащихся) |
Материалы конференции |
|
10. |
Участие в подготовке и проведении заключительного праздника «Звезды Олимпа» |
Май |
Зам. директора по УВР и ВР, педагог-организатор, педагог дополнительного образования |
Приказ |
Раздел 3. Тематика заседаний НОУ
№п/п |
Содержание |
Дата |
Обсуждение результатов прошлого учебного года, утверждение плана работы и руководителей направлений |
сентябрь |
|
Обсуждение результатов тестирования, утверждение тем исследований, рекомендации для участия в городских конкурсах и конференциях |
ноябрь |
|
Планирование работы секции, групповых занятий с учащимися. Обсуждение правил оформления исследовательской работы, основ публичного выступления |
декабрь |
|
Обсуждение результатов проведенной конференции |
февраль |
|
Подведение итогов работы НОУ |
май |
Руководитель научного общества учащихся
«Поиск юных» _____________А.Г. Маршалко
«4» сентября 2018 г.