Заключительная неделя нашего марафона оказалась самой насыщенной.
13 ноября Нестеренко Ольга Владимировна провела урок русского языка в 11-а классе по теме «Обучение комментированию в формате ЕГЭ-2019». Основные цели, поставленные учениками, являлись продолжением ранее начатой работы: научившись формулировать проблему, они перешли к обучению комментированию текста. На слайде была представлена логическая схема, по которой ребята должна были составлять комментарий. Для работы они получили текст А. И. Солженицына «Старое ведро», в котором определили проблему, познакомились со значением новых для них слов, определили стиль и тип речи. Затем они составили логическую цепочку с ключевыми словами для раскрытия проблемы и написания комментария. В качестве домашнего задания им было предложено, опираясь на схему, написать сочинение по тексту, с которым они работали на уроке.
13 ноября Соколова Вера Юрьевна провела урок математики во 2-в классе по теме «Периметр прямоугольника». Урок соответствовал требованиям осуществления деятельностного подхода в изучении нового материала. Через повторение материала о геометрических фигурах ребята самостоятельно сформулировали тему и цели урока. Учитель использовала презентацию, сопровождавшую некоторые элементы урока. Ученики выступили в роли исследователей. Практическим путём открыли новый для себя материал. Каждому ребёнку была предоставлена модель треугольника из проволоки. Учащиеся убедились в том, что периметр – сумма длин всех сторон, развернув эту модель и измерив её линейкой. Закрепление материала шло в парах. Рефлексию ребята проводили в форме самооценки. Урок нашёл высокий эмоциональный отклик и у учеников, и у гостей, присутствующих на уроке.
14 ноября Сейфулина Светлана Анатольевна провела урок во 2-а классе по теме «Учимся писать проверяемые гласные в корне слов». Урок начался с чтения стихотворения, в котором ребята ставили пред собой цель: учиться только на «5». Работая с группой слов, написанных на слайде, определяя разные группы, по которым их можно было бы распределить, ученики вышли на формулировку темы и целей урока. На доске появились 4 вопроса, пользуясь которыми как алгоритмом, можно безошибочно вставить проверяемую безударную гласную в корне слова. В конце урока они снова вернулись к этой схеме и подвели итоги. Удивили ребята своими глубокими знаниями лексики: уже во 2 классе они знают, чем отличаются омофоны от омографов. Работа в группе показала сплочённость, умение отстаивать свою позицию, оценивать одноклассников (в течение всего урока ребята на пальцах изображали «минус» или «плюс», показывая верность или неверность ответа). Затем ребята должны были доказать или опровергнуть точку зрения другого ученика. Ответы каждого были обоснованы, доказательны, если кто-то сомневался, члены группы дружно помогали ему. Урок закончился рефлексией и настроем учителя на то, что ученики ещё очень многого не знают, но обязательно узнают, если будут хорошо учиться.
14 ноября Мирошникова Юлия Витальевна провела урок в 4-а классе по теме «Мягкий знак после шипящих в глаголах». Это был урок изучения нового материала. Учитель использовала фронтальный опрос, индивидуальную и парную работу на материале пословиц и поговорок. Для формулирования темы и целей уроков учитель использовала проблемную ситуацию. В середине урока ребята отдохнули, сделав физкультразминку. В течение урока на различных этапах ученики использовали своё умение осуществлять взаимооценку и самооценку. С помощью условных знаков в конце урока была проведена рефлексия, во время которой ученики выразили своё понимание темы и оценили степень трудности выполнения заданий.
15 ноября урок физической культуры по теме «Ведение баскетбольного мяча левой и правой рукой» проводил Попов Игорь Викторович в 6-в классе. Традиционно урок начался с разминки, но она с самого начала была направлена на подготовку кистей рук для работы с баскетбольным мячом. Выполнение заданий сопровождалось дополнительной нагрузкой: идти в шеренгу и стараться соблюдать линию. Это не всегда удавалось сделать ребятам идеально. После разминки ученики получили в руки баскетбольные мячи и продолжили выполнять дальнейшие задания учителя с ними. Они прыгали через лесенку, выложенную на полу, перешагивали по кочкам (специальные резиновые мячи), тянули резину, оббегали вокруг стульев, двигаясь навстречу друг другу, одновременно ведя баскетбольный мяч. Нужно было выполнить задание и не сбить с ног одноклассника. В конце урока класс разделился на 2 команды, которые поочередно забивали трёхочковые броски в кольцо. Как только команда забивала три мяча, менялись кольцами. Урок прошёл быстро и интересно.
16 ноября урок литературного чтения по теме «Л. Н. Толстой «Лев и собачка» проводила Бандурист Дарья Сергеевна в 3-г классе. На этапе открытия новых знаний было предложено проанализировать синквейн и дополнить его одним словом. Эта форма работы позволила более полно понять текст на этапе предвосхищения содержания рассказа. На уроке ребята анализировали текст Л. Н. Толстого, отвечали на вопросы, составляли план (по группам). Работая вместе, ученики готовили описание поведения главных героев с помощью глаголов (поведение льва и поведение собачки). Рефлексия была проведена в виде сердечек, которые нужно было раскрасить в определённый цвет. Учитель использовала технологию продуктивного чтения и разнообразные методы и формы работы. Урок получился интересным и эмоциональным.
Надеемся, в следующем году новый методический марафон «Эффективность современного урока» позволит другим учителям поделиться своим богатым педагогическим опытом.