Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №24

г. Таганрог 

Методическая декада «Метапредметный характер урока. Формирование УУД на уроке»

С 15 по 30 ноября 2021 года в нашей школе проводилась  методическая декада «Метапредметный характер урока. Формирование УУД на уроке». Это экспериментальная установка, в рамках которой ребёнок осваивает не только предметную область, но и деятельность, причём, как правило, не одну. Реализация этой установки происходит в рамках хронометража обычного учебного занятия в школе. Таким образом, получается, что метапредметные результаты — это реальная возможность для каждого участника образовательного процесса усвоить несколько способов деятельности в рамках работы над одним или несколькими учебными предметами или при решении тех или иных проблем в реальной жизни, то есть выработка универсальных учебных действий.

Саянная Наталья Николаевна 17 ноября провела урок аудирования в 10-а. Учитель использовала различные методы и приёмы работы: совместную постановку целей и задач на предстоящий урок. Ребята продемонстрировали умение внимательно слушать текст, работать с лексическими единицами, выполнять упражнения по учебнику. На этапе первичного закрепления знаний была проведена дискуссия с обсуждением волнующих вопросов. Задания были построены таким образом, что сложно было оценивать и полное понимание текста, и владение лексикой. Учитель использовала при прослушивании заранее подготовленные задания. В качестве домашнего задания ученики должны будут подготовить устное сообщение о героине урока.

13

Скутельникова Евгения Геннадьевна 17 ноября  провела урок русского языка  «Виды сказуемых» в 8-б классе. Опираясь на теоретический материал, учащиеся оценивали суждения и подписывали верное/неверное утверждение по видам сказуемых, интерпретируя их в контексте решаемой задачи. Большинство учащихся справились с заданием. Далее ребятам было предложено самим составить предложения с различными видами сказуемых. Во время проверки выяснили, что большинство ребят правильно составили предложения с простым глагольным, составным глагольным и составным именным сказуемыми, тем самым продемонстрировали способность строить произвольное и осознанное речевое высказывание. Во время физкультминутки ребята для себя открыли, что в пословицах и поговорках, представленных учителем, почти нет составных глагольных сказуемых. Продолжая отрабатывать умение определять вид сказуемого, учитель предложила  найти «третье лишнее» в каждом варианте и объяснить, почему оно лишнее. Учитель познакомила с заданиями из ОГЭ, которые можно решать, только опираясь на знания, полученные по этим темам, чтобы ученик4и поняли, ради чего осуществляется такая деятельность. В качестве домашнего задания детям было предложено найти в произведениях художественной литературы и выписать по 2 предложения с каждым видом сказуемых. Итоговая рефлексия показала умение детей выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации.

14

Попов Игорь Викторович 18 ноября провел урок физкультуры «Баскетбол. Совершенствование техники передачи мяча»  в 9-в классе. На уроке ребята выполняли различные физические упражнения, направленные на совершенствование баланса тела, моторики верхних конечностей. В течение всего урока совершенствовали технику передачи мяча как индивидуально, так и в парах. На уроке Игорь Викторович формирует коммуникативные компетентности, которые проявляются в общении со сверстниками, говорит о ценности здорового образа жизни. Ребята уже умеют самостоятельно определять цели, оценивать правильность выполнения учебной задачи, организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность учителя и учеников. Они умеют работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликтные ситуации. Занятия физической культурой учат не только вести здоровый образ жизни, но и заботиться о своём духовном здоровье. Вспомним поговорку: «В здоровом теле – здоровый дух!»

12

Седина Любовь Фёдоровна, Цыганкова Кристина Николаевна  18 ноября провели в 9-в классе урок информатики  «Информационное моделирование». Урок начался с быстрого включения класса в работу. Во время подготовки к основному этапу урока учителями был создан поисковый режим для подготовки и восприятия содержания лекции с помощью работы над предложенным уравнением. Чтобы ученики усвоили новые знания и нашли способы действия для их решения, были использованы различные методы и технологии: диалог, побуждение к поиску альтернативных решений, практические методы, логические методы. Во время первичной проверки понимания нового материала была проведена отработка навыка построения компьютерной информационной модели и навыка построения схем и графических информационных моделей, результатом которой  стала продуктивная самостоятельная работа за компьютерами. После подведения итогов урока во время рефлексии стало понятно, что не все ученики готовы правильно оценить свою работу на уроке, последовательно и чётко изложить свои мысли. В качестве домашнего задания были  предложены задания, соответствующие уровню обученности учеников.

15

Григорьева Ирина Витальевна 18 ноября  провела урок-путешествие в сказку по физике в 7-г классе по теме «Инерция, масса, плотность». Урок начался с повторения и систематизации изученного материала через вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс. Проходя через различные испытания вместе со сказочными персонажами, ученики повторяли изученный материал, открывали для себя новые знания.  В конце урока ребята выполнили самостоятельную работу на знания терминов и формул. Ученица зачитала свою сказку по изучаемой теме.

4

Кохановская Алина Владимировна19 ноября провела в 9-г классе урок геометрии по теме «Решение геометрических задач при подготовке к ОГЭ». Урок начался с устной работы, которая заключалась в проверке справедливости геометрических высказываний (задачи из ОГЭ).  Задав вопрос  о том, где встречались эти задачи, учитель услышала правильный ответ. Вместе сформулировали тему урока и поставили цели. Потом была работа в парах (регламентировано время на выполнение 7 задач, которые решались устно, а в листе надо было отразить полученный ответ). Задачи повторяли свойство и определения фигур планиметрии. По окончании работы сделали самопроверку. Потом решали задачи из ОГЭ развернутой части. В тетрадях и у доски решали задачи, рассматривали несколько способов решения. Во время работы проговаривались основные свойства и признаки фигур. Учитель задавала вопросы по терминам, которые встречались в решении задачи на повторение,  и потом выполняли самостоятельную работу, состоящую из 4 задач, которая отражала весь ход урока.

9

Киселёва Екатерина Сергеевна 19 ноября провела урок физической культуры в 5-в классе по теме «Обучение элементам тег-регби. Учебная игра». Учащиеся хорошо подготовлены физически, психологически в соответствии с возрастными особенностями. При планировании данного урока и подбора упражнений были учтены медицинские группы учеников (основная и подготовительная). Нагрузка и подбор упражнений варьировались с учетом индивидуальных способностей групп учеников и каждого ребенка в отдельности. Подготовительная часть включала в себя построение, общеразвивающие упражнения в движении, в процессе их выполнения были задействованы все группы мышц. Учащиеся уверенно владеют навыками быстроты движений, координации, ловкости на данном этапе работы. Построение урока соответствовало дидактическим принципам (от простого к сложному). В основе урока был использован игровой метод – учебная игра «Тег-регби», который позволил справиться с поставленной учебной целью учителя, о чем свидетельствовала активность тренировочной деятельности учащихся на последующих этапах. Высокая работоспособность была обеспечена за счет выбранных методов организации деятельности учащихся, высокого темпа и моторной плотности урока. Активный отдых присутствовал чаще, чем пассивный. Контроль за выполнением заданий на протяжении всего урока осуществлялся в основном путем поощрений. Время, отведенное на каждый из этапов урока, было распределено рационально. Соблюдалась логичность между частями урока. В целом все намеченные задачи и цель урока были достигнуты. Урок проходил на хорошем эмоциональном уровне. Учащимся урок понравился. Это показала рефлексия в конце урока

6

Жидченко Светлана Анатольевна 23 ноября в 4-в классе  провела урок литературного чтения по теме «П. П. Ершов «Конёк-горбунок». На уроке Светлана Анатольевна знакомила учеников с содержанием сказки П. Ершова, они учились внимательно читать произведение, задавали вопросы  по теме, работали в соответствии с теми заданиями, которые предлагала им учитель. Ребята продемонстрировали умение  слушать и понимать речь других, когда произносили скороговорку, четко произнося звуки. Учитель формирует  положительное  отношение  к процессу познания, нравственных ценностей у учащихся, которые учатся отвечать на вопросы учителя, ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено того, что ещё неизвестно. На слайдах были представлены задания на определения жанров, с которыми дети успешно справились. Они применяли базовые знания для решения конкретной проблемы, понимали заданный вопрос, в соответствии с ним строили ответы в устной форме, строили логическую цепь рассуждений. Учитель увлечённо рассказала о судьбе Петра Ершова, его таланте. Во время физкультминутки ребята выполняли физические упражнения, развивали умение концентрировать своё внимание на определенных действиях. Во время урока учитель использовала диалоговую форму  обучения, которая позволяет учащимся получать опыт содержательного предметного общения - подводящий, побуждающий диалоги. Во время рефлексии ученик оценивали  эффективность своей деятельности на уроке, анализировали возникшие трудности и способы их преодоления. Желание дочитать сказку до конца возникло почти у каждого ученика.

5

Быкова Елена Валериевна 23 ноября в 6-а классе провела урок русского языка в 6-а классе по теме: «Н-НН в именах прилагательных». Еленой Валериевной на уроке были использованы различные технологии.  Во время проблемного диалога обучающиеся продемонстрировали умение анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе). Проводя «мозговой щтурм» (часть технологии ТКРМЧП), большинство учащихся составили схему, 3 человека – алгоритм, по которому можно было представить правило. Они продемонстрировали умение высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога. Во время организации деятельности учащихся по созданию «нового знания» учитель использовала приём «верю-не верю», в котором ученики показали умение строить произвольное и осознанное речевое высказывание; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат. Подведением итогов урока стало проведение творческой работы «В русской избе», где ученики продемонстрировали свои умения выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей. Урок завершился рефлексией, в которой ученики провели самооценку учебных успехов и показали, что они умеют идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты. Урок получился насыщенным и плодотворным.

1

Величко Ирина Анатольевна 24 ноября провела урок изобразительного искусства в 6-а классе по теме «Композиция в натюрморте. Понятие формы». Урок начался с чтения учителем стихотворения о натюрморте. Несколько мальчиков и девочек работали над составлением натюрморта по тем правилам, которые они учили на прошлом уроке. Они продемонстрировали умение видеть цветовую гамму, форму предметов и правильно размещать на доске эти предметы. Они продемонстрировали на только познавательные результаты (устанавливают аналогии, создают композицию из объектов, сравнивают объекты по заданным критериям, строят логически обоснованные рассуждения), но и коммуникативные (работают в группе, учатся понимать позицию партнера, корректируют свою деятельность, излагают своё мнение, делают выводы). Ученики вместе вспоминали правила составления натюрморта, записывали определения. На слайде учитель демонстрировала различные фигуры, сферические формы, которые потом ребята должны были использовать в своих работах. Они получили представление и знания о конструктивной форме предмета, осмыслили понятия «конструкция», «форма». Конечно, итогом урока стала небольшая выставка работ (натюрмортов), которые нарисовали ученики, придумывая свою непохожую ни на какие другие вазу. Ребята проанализировали свои работы и работы одноклассников, оценили результаты. Оказывается, за урок можно создать настоящий шедевр!

2

Коноплёва Светлана Анатольевна провела урок окружающего мира  «Правила закаливания» в 4-а классе. Урок начался с фронтальной проверки домашнего задания, во время которой ученики продемонстрировали владение способами взаимодействия. Работая с учебником, ребята выделяли главное, строили логические связи и составляли рассказы по иллюстрациям. На протяжении всего урока дети проявляли высокую активность. Учитель использовала информационно-коммуникативные средства обучения. Собирая пазл, ученики объясняли, кто такой «морж». Была проведена работа с пословицами на тему «Здоровый образ жизни». Даже во время физкультминутки «Поймай правильный ответ», учитель задавала вопросы по теме закаливания. В конце урока ученики выполнили тест и осуществили взаимопроверку работ. Традиционная рефлексия (дети подняли картинку «солнышко») показала, что дети считали свою работу на уроке активной. Ребята узнали правила закаливания, осознали необходимость беречь своё здоровье. Ребята продемонстрировали сформированность разных видов универсальных учебных действий.

8

Люлюк Татьяна Алексеевна 29 ноября  провела урок истории «Новые идейно-политические течения и традиции в X –XIII века» в 7-г классе. Урок начался с блиц-опроса по изученным темам. Учителем были поставлены цели, определены задачи. Актуализация субъектного опыта обучающихся помогла осознать тему и цели урока и осуществить плавный переход к проверке домашнего задания и постановке проблемы урока. Ребята в течение урока работали с тетрадями, записывая новые определения по теме. Были обозначены основные характерные признаки консерватизма, либерализма, социализма, утопического социализма, просвещённого абсолютизма. Этап первичного закрепления изученного материала был организован в форме творческой парной работы. На отдельных листочках  ученики должны были вписать определение способа изменения общества. Учитель обращала внимание на точность определения и значение каждого слова в нём. Затем работали со 2-ой частью таблицы, говоря о трёх учениях, существующих в истории. В конце урока ребятам было предложено проверить себя, записав продолжения предложений (терминов), тем самым готовясь к терминологическому диктанту. Учитель провела связь между прошлым и настоящим, задав вопрос о том, какая из идеологий актуальна сейчас?

10

Клименко Наталья Викторовна провела урок географии по теме «Реки» в 8-б классе. Урок начался с положительной мотивации к деятельности и приема «Прокомментируй эпиграф», затем обратились к знаниям учащихся по ранее изученным темам «Рельеф» и «Климат» и  заполнили схему «Водоемы», в результате назвали тему урока. В ходе урока ребята сопоставляли факты, делили на группы, демонстрируя ряд познавательных и логических умений. Постоянное чередование видов деятельности: работа с картой и атласом, с учебником, устный опрос показывают развитые умения работать с картами атласа, достаточно полно и точно выражать свои мысли, осуществлять контроль и самоконтроль. На протяжении всего урока ученики вели опорный конспект в тетради, демонстрируя умение выделять существенные и несущественные признаки. Во время минутки релаксации слушали «звуки реки» и готовились продолжать работу. В конце урока подготовленный ученик рассказал о реках Ростовской области. Учитель провела интеллектуальную рефлексию, во время которой ребята показали умение адекватно отображать свои чувства и мысли, оценивать правильность выполнения действий, оценивать собственную учебную деятельность и понимать причину неудач.

7

Головкина Татьяна Михайловна 30 ноября провела урок музыки «Образ матери в литературе, музыке и ИЗО» в 3-в классе. Приветствие и прощание звучало в диалоге с учителем в форме попевки. На доске дети писали ноты и пропевали их, выстраивали ритм, проверяли правильность написания и исполнения, соблюдая нормы общения при  работе в парах. Во время знакомства учащихся с содержанием учебного материала учитель предлагала объяснительно-разъяснительные и образно-логические материалы на основе прослушанного музыкального произведения. Учащиеся пользовались словарем эмоциональных терминов, отвечали на вопросы учителя и раскрывали название темы урока с помощью учителя. Ученики осуществляли контроль в форме сличения своего действия (ответа) с заданным эталоном, демонстрируя регулятивные умения. Во время физкультминутки ребята потренировались запускать вдаль звуки, развивая свою диафрагму. Конечно, кульминацией урока стало исполнение песни о маме, когда дети исполнили песню хором. В конце урока ребята закрепили полученные знания, ответив на вопросы учителя. Во время рефлексии каждый дал оценку своей работе на уроке.

3

Осипова Ирина Владимировна 30 ноября провела урок математики  «Деление суммы на число» в 3-б классе. Урок начался с объяснения домашнего задания, которое ученик  должны будут решить на следующий урок. Интересный способ привлечения внимания учеников использует учитель: дети читают условия задачи хором, потом объясняют, как поняли задачу и что должны сделать для ее решения. В тетрадях на печатной основе они работали  с примером, думая, как нужно поставить скобки, чтобы усложнить решение примера, а потом решали примеры по цепочке, демонстрируя умение внимательно читать задание, расставлять последовательность действий. Во время этой работы они поняли, что не все числа они уже могут вычитать, складывать и умножать. Что же нужно сделать, чтобы решить такие примеры? Учитель заставляет детей конкретно представлять условия задачи: что значит три килограмма яблок? Сколько это в корзине? Ребята рисуют корзину на доске, чтобы лучше представить, в какую корзину поместится 24 килограмма яблок. Во время урока дети все время вступали в диалог с учителем, искали разные способы решения примеров. Интересный прием, который учитель показала детям: решать пример, начиная с ответа. Параллельно ученики вспоминали, как правильно писать непроверяемую безударную гласную в корне в работе со словами «ящик», «корзина». В конце урока ребята работали с карточками, где должны были продемонстрировать умение решать примеры, раскладывая их на части и справляясь с теми числами, с которыми раньше не работали. Урок получился насыщенным, интересным, познавательным.

11

Установление ФГОС новых образовательных результатов с включением метапредметных компетентностей требует реализации нового методологического подхода к учебно-воспитательному процессу, ориентируя практику обучения не только на осознание и осмысление учебной информации, но и на формирование универсальных учебных действий. Учителя нашей школы занимаются этим практически на каждом уроке.

poster 2

 

Please publish modules in offcanvas position.

Designed by ccie lab