Если, ученик – это душа, ищущая свет,
а учитель – носитель света,
то урок – это пространство и время,
в которых происходит их слияние, единение.
Шалва Александрович Амонашвили
Современный урок - это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ. 20 января в школе прошёл педсовет по теме: «Реализация требований обновлённых ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя».
Заместитель директора по УВР Малышенко Оксана Владимировна отметила, что при разработке обновлённых ФГОС учитывалось следующее: усиление практико-ориентированного обучения; требования, связанные с воспитательной ролью обучения; предметные концепции; формы контроля в связи с утвержденным универсальным кодификатором; контроль должен идти за содержанием; ни одна программа не создавалась под линейку учебников (создавалась под стандарт). Она напомнила, что с начала учебного года по обновлённым ФГОС работают учителя 1-ых-5-ых классов, поэтому важно понимать, какие требования к результатам реализации образовательной программы предъявляются в современной школе.
Учитель математики Маршалко Анастасия Геннадьевна обратила внимание на важность правильной постановки цели и способах решения задач современного урока. Цели должны быть реальны, конкретны; сформулированы продуктивно; соотносимы с типом и содержанием урока; достижимы; наблюдаемы; личностно-ориентированы. Она напомнила основные приёмы целеполагания (группировка, «Восстанови текст», исключение, тема-вопрос, проблемная ситуация) и предложила группам принять участие в формулировании цели.
Учитель английского языка Посохова Ольга Николаевна познакомила с интерактивными методами обучения, позволяющими реализовать подходы к современному уроку в свете требований обновлённых ФГОС. Каждой группе было предложено выполнить задания с использованием интерактивных методов: проекта, кластера, денотатной карты, ментальной карты, Fishbone. Каждый учитель получил представление о том, как работать на уроке с использованием данных методов.
Учитель начальных классов Митрофанова Елена Петровна в форме игры познакомила коллег с видами игровой деятельности на уроке по повышению мотивации. Каждая группа распределяла вагончики со словами в соответствии с правилами и ассоциациями. Данный вид работы помогает сделать уроки интересными и познавательными.
Учитель географии Фомина Ольга Эдуардовна обратила внимание коллег на важный компонент работы на уроках в соответствии с обновлёнными ФГОС - технологическую карту. Анкетирование, которое было проведено до педсовета, показало, что лишь часть коллектива использует в работе технологические карты, хотя это существенно сокращает время на подготовку к уроку. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Коллегам было предложено поработать с одной из таких карт и распределить формируемые умения, деятельность учителя и деятельность обучающихся на каждом этапе урока в таблице. После работы в группах на доске был представлен целостный вариант технологической карты, отмечены положительные моменты в работе с ней на уроках. Учителями было отмечено, что использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; используются эффективные методы работы с информацией; организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников; обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Учитель начальных классов Литвинова Елена Алексеевна рассказала о самоанализе урока как важном средстве повышения методического мастерства учителя. Она познакомила с планом самоанализа и представила в качестве образца свой вариант самоанализа урока. При самоанализе урока учитель дает краткую характеристику целям, которые ставит и анализирует их достижение; информацию об объеме материала и качестве его усвоения учащимися; характеристику применяемых методов работы с учащимися и оценивание их; оценку активности учащихся и обоснование использованных приемов организации их труда; самооценку отдельных аспектов своей деятельности (речь, логика, характер отношений с учениками).
Учитель русского языка Малышенко Оксана Владимировна отметила, что приоритетными задачами работы на 2023 год являются формирование функциональной грамотности и реализация обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО. В связи с этим учителя по-прежнему должны обращаться к заданиям, которые предлагает РЭШ (Российская электронная школа) для повышения функциональной грамотности обучающихся. Учителям было предложено распределить в группе задания среди учеников, экспертов и методистов и решить задания по финансовой грамотности для учеников 7-го класса.
Учитель начальных классов Катрич Жанна Николаевна напомнила о том, что любой урок, проведённый в соответствии с ФГОС, должен завершаться рефлексией. Она познакомила с новыми видами данной работы и напомнила об уже известных, предложив учителям порефлексировать разными способами, подводя итог педсовета.