27 мая в актовом зале нашей школы прошёл городской семинар «Актуальные вопросы организации деятельности учителя по формированию и оценке функциональной грамотности в условиях реализации обновленных ФГОС НОО и ООО», на который были приглашены заместители директоров всех образовательных организаций.
Директор школы Карлина Оксана Анатольевна в докладе «Функциональная грамотность как отражение метапредметных результатов обучения» обратила внимание на цели образования, которые помимо привычных нам знаний включают узкопрофессиональные (жесткие) навыки (hard skills), надпрофессиональные (гибкие навыки) (soft skills): (ответственность, дисциплина, самоменеджмент, коммуникация, работа в команде, управление временем, лидерство, решение проблем, критическое мышление), а также личностные, метапредметные и предметные результаты. Она напомнила о том, что функционально грамотный человек — это «человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (А.А. Леонтьев— советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук).
Заместитель директора по УВР Малышенко Оксана Владимировна в докладе «Планирование работы образовательной организации по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся» познакомила коллег из других школ с предварительными итогами работы школы по формированию функциональной грамотности, напомнила о мероприятиях, проведённых в школе, об особенностях работы на образовательной платформе «РЭШ» и результатами данной работы.
Учитель русского языка и литературы Скутельникова Евгения Геннадьевна в докладе «Работа с текстами разных типов как основной способ формирования читательской грамотности» уточнила, что читательская грамотность - способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них, заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Она дала рекомендации по использованию данных видов текста на любых уроках при работе с текстом. Евгения Геннадьевна познакомила коллег с приемами, способствующими формированию читательской грамотности: «Ассоциация», «Составление кластера», «Опорный конспект», «Мозаика», «Маркировка», «Конкурс шпаргалок» и многими другими. На высоком уровне можно сформировать математическую, естественнонаучную, финансовую грамотности, глобальные компетенции, креативное мышление только при условии хорошего владения читательской грамотностью.
Учитель математики Маршалко Анастасия Геннадьевна в докладе «Эффективные приемы формирования математической грамотности на уроках математики» показала, что контекстная задача – это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся и выделила основные типы задач, связанные с общественной жизнью, личной жизнью, образованием и профессиональной деятельностью, а также с научной деятельностью. На примерах конкретных задач Анастасия Геннадьевна показала, как формируется математическая грамотность обучающихся во время уроков.
Учитель биологии Сазонова Яна Леонидовна в докладе «Подходы к формированию естественнонаучной грамотности на уроках биологии» поделилась опытом, как на уроках биологии можно использовать задания из открытого банка заданий по функциональной грамотности, чтобы дети могли успешно с ними справляться на диагностических работах. Она уверена, что для обеспечения эффективности формирования естественнонаучной грамотности школьников необходимо применять методы и приемы активного обучения, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом: метод проблемного обучения; «Кластер»; исследование в форме наблюдений; работа с текстом (смысловое чтение); нестандартные уроки (игры, викторины, путешествия); задания на умение аргументировано комментировать выводы и т.д.
Учитель истории и обществознания Люлюк Татьяна Алексеевна в докладе «Финансовую грамотность каждому школьнику!» показала, что финансовая грамотность – это умения и навыки, которые пригодятся в повседневной жизни любому человеку. Она поделилась опытом, как на уроках истории и обществознания знакомить детей с азами финансовой грамотности и рекомендовала использовать материалы с сайтов, на которых есть данная информация, для проведения классных часов и мероприятий. Назвала основные компоненты финансовой грамотности: знание основных элементов финансового мира; мыслительные навыки, связанные с распознаванием финансовой информации, её анализом, выявлением и решением финансовых проблем; мотивация к поиску информации для принятия эффективного решения. Татьяна Алексеевна дала практические советы коллегам по формированию собственной финансовой грамотности.
Одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы создавать условия для воспитания компетентного ученика, способного отбирать, понимать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях.
Задания по функциональной грамотности помогут ученикам лучше осознавать изучаемый материал, научат переводить знания из пассивных в активные, будут способствовать интеграции и переносу знаний, алгоритмов и способов действий, способов рассуждений.