С 07.11.2022 по 22.11.2022 в нашей школе проводилась методическая декада «Виды и формы разноуровневого обучения»
10 ноября учитель биологии Сазонова Яна Леонидовна провела урок в 8-б классе по теме «Состав крови». В начале урока ребятам был показан фрагмент из фильма «Война миров» (режиссер Стивен Спилберг). Это видео задало тон всего урока, вместе с учителем ученики сформулировали цель урока: разобраться, что у нас в организме есть такое особенное, что помогает нам жить миллионы лет, а захватчикам с другой планеты не даёт возможности прожить даже месяц. Ученики познакомились с составом крови, особенностями эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов и их значением. Учащиеся в парах выполняли задания на отработку знаний (причем, один учащийся выполнял задания, а второй был наблюдателем и помощником). У них была возможность почувствовать себя следователями (определить, принадлежит ли кровь, найденная на месте преступления, человеку), врачами (изучить анализы пациентов и определить у них анемию, воспалительные процессы), исследователями (что происходит с человеком при переселении в горы), разбор художественной литературы (каких людей называли людьми с «голубой кровью»). В конце урока, вернувшись к вопросу, что же нам позволяет выжить на планете Земля, учащиеся пришли к выводу, что иммунная система человека, в частности, такие клетки крови, как лейкоциты, и после просмотра окончания фильма в этом окончательно убедились.
11 ноября 2022 года Скубриева Анна Игоревна провела урок русского языка в 6-в классе по теме «Правописание сложных прилагательных». В начале урока ребята порассуждали над смыслом эпиграфа, связали его с темой урока. На этапе целеполагания дети работали с карточками, распределили прилагательные на 3 группы, обсудили проблему выбора слитного и дефисного написания сложных прилагательных, сформулировали цель урока. На этапе знакомства с новым материалом ученикам было предложено поработать с текстом правила с помощью разноуровневых заданий: первая группа («Наша цель – понять и применить!») должна была изучить текст правила и по образцу выбрать слитное или дефисное написание прилагательных; вторая группа («Наша цель – представить по-своему!») должна была представить правило в виде схемы и выполнить практическое задание; третья группа («Наша цель - найти полезное применение!») работала с правилом в нестандартных условиях (самостоятельно конструировала сложные прилагательные), а также решала лингвистическую задачу. Для поддержки учеников, которые усваивают материал на низком уровне, на этапе закрепления изученного материала учитель предложил индивидуальные тесты, которые дети выполняли за компьютером, пока остальные работали с текстом упражнения из учебника. Задания были снабжены полезным материалом, оценка за выполненную работу сразу была видна ученику, как и разбор каждого задания. Такой вид работы помогает быстро провести мониторинг качества усвоенных знаний, а также способствует формированию уверенности ученика в собственных силах.
14 ноября урок русского языка провела Нестеренко Ольга Владимировна в 10-б классе по теме «Лексические нормы». Комбинированный урок-закрепление материала предполагал разные виды работы: работа с упражнениями учебника разного уровня сложности, работа в парах по анализу текста с целью выявления его лексико-стилистических особенностей с последующим анализом и обсуждением в классе. Задания соответствовали требованиям ФГОС в плане личностных, метапредметных и предметных результатов, позволяли обучающимся с разным уровнем успешности найти решение поставленной учебной задачи и почувствовать себя в ситуации субъект-субъектного диалога. Урок прошел продуктивно, отмечен высокий темп работы и активное участие большинства обучающихся.
14 ноября Лызлова Наталья Викторовна провела урок геометрии в 8-б классе по теме «Площадь треугольника» Урок изучения новой темы был ориентирован в большей степени на самостоятельный поиск информации, развитие навыков решения задач на нахождение площади треугольников. Приёмы и методы, использованные в ходе урока, способствуют развитию познавательной активности школьников. На доске ученица написала «карту памяти» с известными формулами, которая в течение урока служила хорошим помощником учащимся. Была проведена самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой по пройденному материалу, практическая работа для вывода формул площади прямоугольного и произвольного треугольника, учащиеся далее применяли эти формулы при решении задач, в число которых входила задача по функциональной грамотности. Урок проводился с применением информационно-коммуникационных технологий. Были использованы разнообразные формы работы. Рефлексия в конце урока логично завершает работу учащихся, подводя к обобщению сделанного.
14 ноября урок физической культуры в 6-в классе по теме: «Передачи мяча в баскетболе» провёл Чеботарев Никита Геннадиевич. Во время урока отрабатывались различные виды упражнений: передачи правой и левой рукой; ловля и передачи мяча двумя руками от груди на месте и в движении; ведение мяча правой и левой рукой; передачи мяча со встречным движением. Все упражнения, предложенные для отработки, научились выполнять все ученики, независимо от их физической подготовки. На этом уроке ребята познакомились с техникой передачи мяча в баскетболе и закрепили свои умения во время игры в баскетбол.
15 ноября урок английского языка в 5-а классе по теме: «Читаем путешествие Гулливера» провела Морозова Инна Николаевна. В начале урока дети вспомнили название книг, которые недавно прочитали: «Спящая царевна», «Чёрная курица». В учебнике ребята нашли перечень зарубежных книг о приключениях и начали отвечать на вопросы учителя по содержанию отрывка из книги «Путешествия Гулливера», которую читали дома на английском языке. Вопросы по содержанию имели разноуровневый характер. Далее дети отвечали на вопросы учителя, расставляли предложения в хронологическом порядке, демонстрируя уровень владения читательской грамотностью (восстановление последовательности событий); по картинкам упр.15 подбирали предложения из текста для их описания. Во время динамической паузы учащиеся расставляли карточки с буквами так, чтобы получились слова: «Гулливер» и «Лилипут». Ребята вспомнили правила, связанные с прошедшим временем глагола, и работали с разноуровневыми заданиями, предложенными учителем. В конце урока учитель спросила учащихся, какие задания показались им трудными, а какие легкими, и какой вид работы был интересным, было дано домашнее задание и выставлены отметки.
17 ноября урок алгебры по теме: «Квадратные корни. Теорема Пифагора. Применение в заданиях ОГЭ» в 8-а классе провела Гордиенко Светлана Владимировна. Это был урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков по теме «Квадратные корни. Теорема Пифагора». В начале урока был проведен фронтальный опрос и осуществлена актуализация знаний. Ученики выполняли различные задания (фронтальная работа, сочетающаяся, были рассмотрены задания из ОГЭ). Далее была проведена самостоятельная работа с последующей проверкой (индивидуальная работа; работа парами). Учитель дала домашнее задание и подвела итоги урока.
17 ноября Попова Ирина Анатольевна проводила урок математики в 3-а классе по теме: «Арифметические действия. Текстовые задачи». Во время разминки учащимся были даны нестандартные задания, которые способствуют развитию логического мышления. Это была коллективная работа. Следующий этап - работа по группам. Учащиеся должны были продолжить ряд чисел, соблюдая определённую закономерность (с последующим объяснением). Составление равенства с двумя числами, использование действия разных ступеней всегда вызывает интерес. А решение примеров 3 группы на умножение и деление двузначных чисел, которое смогли сделать и объяснить сами ученики, очень понравилось всем. Далее прошла самостоятельная работа по карточкам (решение задачи и двух сложных выражений). Задания были подобраны с учётом способностей детей и вызвали интерес, сформировали уверенность в себе. Рефлексия показала, что задания были доступны и интересны. Разноуровневое обучение обеспечивает усвоение всеми учениками содержания образования.
18 ноября Холево Анастасия Игоревна провела урок в 6-б классе по теме «В мире животных. Мой питомец». Комбинированный урок в большей степени был ориентирован на развитие навыков употребления конструкции have got/has got со словами some и any в устной и письменной речи и актуализацию новых и ранее изученных лексических единиц по теме: «Животные». Выбранная структура урока (организационный момент, включающий эмоциональный настрой, мотивирование на результат, актуализация ранее полученных знаний, подводящая к теме и задачам урока, получение знаний путём практических действий, обобщение, рефлексия) была рациональна для решения задач. В ходе урока была проведена речевая разминка, что помогло обучающимся самостоятельно определить тему и задачи урока, аудирование и выполнение задание к нему. Большинство учеников было задействовано в чтении диалога по ролям. В парах ученики находили необходимую информацию из текста. В середине урока в целях снятия напряжения и недопустимости переутомления была проведена физкультминутка, основанная на закреплении лексики. Учащимся была представлена возможность составить план-схему использования конструкции have got/has got со словами some и any. На заключительном этапе урока была проведена рефлексия, ученики должны были выбрать одну из трех предложенных карточек соответствующего цвета. Домашнее задание было объяснено доступно (задание, форма работы с ним), зафиксировано на доске.
17 ноября урок химии в 8-в классе по теме: «Воздух и его состав. Влияние на атмосферу деятельности человека» провела Божко Юлия Петровна. Накануне урока были сформированы группы по уровню знаний: историки (3) - готовили сообщения об истории открытия состава воздуха; экспериментаторы (3) - не просто должны были описать опыт, но и уметь делать выводы и отвечать на вопросы; экологи (4) - готовили сообщения о загрязнении атмосферы и мерах борьбы с этими загрязнениями; спасатели (3) - готовили сообщения о вреде и пользе реакций горения, формулировали правила обращения с огнем. Используя технологии системно-деятельностного обучения, личностно-ориентированного, разноуровневого обучения, учитель добилась решения поставленных целей и задач. Два свойства воздуха были продемонстрированы с помощью опытов, которые проводили сами учащиеся. В ходе урока было рассмотрено задание, аналогичное заданию ВПР. Занятие способствовало реализации творческого потенциала обучающихся, формированию ценностей, в процессе его организации и проведения учитывались индивидуальные интересы и потребности учащихся, использовались активные методы обучения, предлагались оригинальные задания, адекватные возрастным особенностям восьмиклассников и соответствующие цели и задачам занятия.
21 ноября Вяльцева Ольга Олеговна провела урок математики во 2-в классе по теме: «Сложение и вычитание в пределах 100». Урок-повторение изученного был ориентирован на вовлечение отстающих учащихся в ситуацию успеха. Были повторены такие понятия, как площадь многоугольника, отработаны вычислительные операции в пределах 100, использованы геометрические фигуры, решены задания на сравнение величин. Во время урока использовалась технология индивидуального обучения, детям раздавались карточки с разноуровневыми заданиями. Были использованы разные формы работы. В конце урока была проведена рефлексия, во время которой дети обобщили полученную информацию
22 ноября Говасари Вилен Араратович провел урок технологии в 7-в классе по теме «Конструирование». Учитель показал различные модели машин из дерева и обратился к биографиям изобретателей (Калашников, Королёв), предложил детям почувствовать себя изобретателями и начертить схему собственного автомобиля. Ученики во время урока делали мини-проект: на бумаге создавали чертёж автомобиля. Задача учителя – научить учащихся основным правилам конструирования изделия, развить пространственное воображение, воспитать эстетическое восприятие мира, а также мотивировать обучающихся в сфере конструирования и моделирования. Была проведена самостоятельная работа, ученики рисовали машину для дальнейшего проекта.